Итак:
Описание принципов, на которых основывается DISC
«Мы ведем себя по-разному наслаждаясь успехом, находясь в состоянии стресса и так далее. И все же в большинстве случаев каждый человек действует в соответствии с определенной поведенческой моделью, демонстрируя характерные для нее особенности. Зная тип поведения собеседника, вы повышаете свои шансы на достижение успеха в процессе коммуникации. У вас появляется возможность преподнести информацию в наиболее доступной для собеседника форме. Не забывайте о том, что чем проще будет человеку понять вас, тем благосклоннее он отнесется к вашей точке зрения».
Что такое поведение
Разговор о типологии личности, основанной на поведенческих характеристиках человека, уместнее всего начать с определения понятия «поведение». Что включает в себя это понятие?
Когда мы говорим, что человек хорошо или плохо себя ведет, на чем мы основываем свою оценку? Ведь иногда у нас формируется мнение о поведении человека, который вообще ничего не делает. Например, на остановке сидит человек, вызывающе и нечистоплотно одетый, его лицо и тело густо покрыты пирсингом и наколками, в руках у него большой пакет, набитый бутылками водки. Он ничего не делает, даже не разговаривает, просто сидит, но мы составляем для себя негативное мнение об его поведении. На основании чего?
Поведение – это манера, в которой человек действует или бездействует. «Поведение может быть сознательным или бессознательным, видимым или скрытым, преднамеренным или непроизвольным».
Основные составляющие поведения:
- поступки,
- вербальная составляющая: слова, смысл слов, манера речи, интонация,
- невербальная составляющая: язык тела (жесты, взгляд, походка),
- манера одеваться и подбирать аксессуары.
Откуда берется поведение? «Колин Пауэлл однажды сказал, что величайшая сила человека кроется в его характере. Характер, в свою очередь, находится под влиянием индивидуальных ценностей человека. Ценности выражаются не словами, а постоянно повторяющимися поступками человека». Следовательно, поведение является лишь поверхностным отражением неких скрытых составляющих человеческой личности. Поведение – это верхушка айсберга личности человека. А по верхушке айсберга, обладая некоторыми навыками и знаниями, можно судить и о его подводной составляющей, о характере человека, его мотивации и ценностях, о его личности.
На каких принципах основывается DISC
Исследуя сложною систему взаимодействий психического «я» и психических стимулов человека, проведя множественные клинические и социологические исследования, Марстон определил четыре первичные эмоции, лежащие в основе мотивации и поведения людей. Все эти четыре эмоции свойственны всем людям без исключения, но у разных людей они проявляются в разной степени. Обычно у человека доминируют одна или две первичные эмоции, а остальные менее развиты. То, какая первичная эмоция доминирует, и определяет характер человека, его мотивы и поведение. Для простоты мы будем называть доминирующую первичную эмоцию «поведенческим типом», хотя это и не совсем точное название. Как мы уже говорили ранее, первичные эмоции объединяют схожих людей на основании их поведенческих характеристик, мотиваций и преференций, но не учитывают то, насколько человек глуп или умен, насколько он добр или зол, насколько он честен или лжив. Имеется в виду лишь один из факторов человеческой личности.
В упрощенном изложении модель DISC базируется на двух основных критериях:
- как человек воспринимает среду, в которой действует (как благоприятную или как враждебную);
- как человек действует или реагирует в конкретных ситуациях (активно или реактивно).
Давайте рассмотрим «марстоновский крест», кстати, придуманный его последователями для упрощения понимания типологии DISC. (см. рис)
По вертикальной оси можно условно расположить всех людей в зависимости от их восприятия окружающего мира между двумя крайними точками: восприятие мира как крайне дружелюбного («Вселенная ко мне благосклонна») и восприятие мира как крайне недружелюбного («Человек человеку враг»). На горизонтальной оси можно расположить всех людей в зависимости от их реакции на окружающий мир: от людей, занимающих крайне активную позицию, стремящихся изменять мир вокруг себя («Волков бояться – в лес не ходить»), до людей, пассивно относящихся к окружающему миру и предпочитающих приспосабливаться к нему («Семь раз отмерь, один отрежь»). Пересечение этих осей и образует четыре «первичные эмоции», которые мы договорились называть поведенческими типами.
«Помните, не существует правильного и неправильного поведения. Каждый человек совмещает в своем характере определенные черты всех четырех типов поведения. Если вам удастся научиться определять, к какому поведенческому типу принадлежит тот или иной человек, и соответствующим образом реагировать на его действия, вы сможете контролировать процесс коммуникации и оказывать влияние на окружающих».
Итак, давайте рассмотрим эти четыре поведенческого типа, а затем перейдем к сочетаниям поведенческих типов и их особенностям.
Ключевые мысли:
- Поведение является лишь поверхностным отражением неких скрытых составляющих человеческой личности, его базовой мотивации, мотивов, доминирующих первичных эмоций.
- Модель Марстона основывается на двух критериях: 1)как человек воспринимает среду, в которой действует (как благоприятную или как враждебную); 2) как человек действует или реагирует в конкретных ситуациях (активно или реактивно).
- Если графически изобразить эти критерии в виде пересекающихся прямых, то они образуют четыре первичные эмоции, которые мы договорились называть поведенческими типами.
- Зная поведенческий тип собеседника, вы повышаете свои шансы на достижение успеха в процессе коммуникации.
Описание поведенческих типов по модели DISC
Известный специалист по DISC Евгений Вучетич придумал замечательное образное описание этих поведенческих типов. Представьте себе четырех капитанов футбольных команд:
Первый. Для этого капитана важна победа любой ценой, люди – лишь инструменты достижения этой победы; это быстрый, энергичный, волевой капитан.
Второй. Этот капитан заражает команду личным примером и энтузиазмом, для него важно забить ключевой гол в матче и забить его красиво.
Третий. Для этого капитана важно сплотить настоящую дружную команду, которая будет бороться за общую победу.
Четвертый. Для этого капитана не так важны его личные достижения, важно, чтобы работа была максимально эффективна, они победили, следуя его четкому плану достижения победы.
А теперь давайте поговорим об этих четырех типах личности более подробно и серьезно.
Теги: Типология, DISC